Стрельна
За речкой Кикенкой, где в начале XVIII века существовала усадьба А. Кикина, следует Стрельна, первое упоминание о которой делается в 1706 году, возникшая на месте шведской мызы Стрельна-хоф. Это место было выбрано Петром I в 1710 году в виду того, что протекающую здесь речку Стрелку легко было использовать для устройства фонтанов. В середине - второй половине 1710-х гг. в западной части будущего Константиновского парка построили личную усадьбу Петра I - небольшой дворец, церковь, оранжереи. Первые сведения о проекте большого стрельнинского ансамбля относятся к 1710 г., когда 27 мая Петр I "в Стрелиной изволил по плану рассматривать место палатному строению, садам и прудам". В 1712 г. в Стрельне были основаны кирпичные заводы. Однако ансамбль начал создаваться только в 1715 году по проекту, составленному венецианскими мастерами-гидравликами, с участием французского садовника Годо. Работами руководил генерал-инженер Шиц, который по собственному проекту строил пристань-дамбу. Было создано искусственное русло Стрелки (400 м). В ее устье и строят пристань, а поскольку залив мелок, насыпают дамбу, делают причалы. Частично дамба сохранилась до наших дней. Строили ее крепостные и солдаты. На Стрелке были построены мельницы: мукомольная, пильная, шлифовальная (для шлифовки стекол). В движение мельницы приводились водяными колесами (диаметр до 5 м). Их техническая оснащенность была лучше, чем в других местах России. В начале XIX века они все сгорели. Остатки их свайного основания просматриваются и сейчас. Тогда же началось сооружение будущего Орловского (Заводского) пруда - основного резервуара для действия будущих каскадов и фонтанов, подготовка местности для строительства дворца и Нижнего сада. Царь заказал грандиозный план дворца и парка в 1716 году принятому на русскую службу архитектору Б.К. Растрелли, затем Ж.-Б. Леблону. По его проекту началось преобразование обширных территорий в районе Стрельны. На основе лесного массива к юго-востоку от реки Кикенки создавали Большой парк, распланированный с помощью системы параллельных и радиальных просек, которые были "стянуты" в две гигантские звезды. Между реками Стрелкой и Кикенкой на верхней террасе разбивали Малый парк, или Лабиринт, а также "овощной сад". Продолжали подготовку к устройству регулярного Нижнего сада: выравнивали и подсыпали территорию, подрезали склон террасы, укрепляли берега каналов, засыпали русло Стрелки, прокладывали продольные и поперечные дороги, вдоль которых сажали тысячи деревьев. В июле 1717 г. после визита во Францию Петр фактически отменил реализацию леблоновского проекта Нижнего сада.
Наконец, весной 1718 года на русскую службу был принят итальянец Николо Микетти, который поклялся устроить в Стрельне "чего ещё не бывало на свете". При разработке проекта им были использованы элементы планировки, выполненные ранее, - каналы и дороги по их берегам, поперечные аллеи, проложенные в соответствии с замыслом Леблона. Микетти развил эту планировочную схему, придав ей суховатую правильность, которую несколько "разрядил" введением диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках. Им же были устроены еще один поперечный канал и партеры перед дворцом. В апреле следующего года Микетти приступил к реализации своего проекта в Стрельне. Летом 1720 года был заложен каменный дворец. Полным ходом шло строительство каменных подпорных стен террас с многочисленными водометами. Строительство Нижнего сада продолжалось до 1722 года. Однако вскоре установили, что болота, лежащие выше Петергофа, дают большее количество воды. То есть в Петергофе фонтаны могут бить гораздо выше. Вот почему Пётр сократил постройки в Стрельне. Незавершенный и оставленный без надлежащего ухода, сад начал приходить в упадок. Некоторые работы проводились в середине XVIII века. Своеобразным напоминанием о попытке восстановить ансамбль являются две пары пилонов ворот, возведенные Ф.-Б. Растрелли в 1750-х годах.
Большой Стрельнинский (ныне известный как Константиновский) дворец был спроектирован Николо Микетти и заложен 16 июня 1720 г. До нашего времени здание дошло в основном таким, каким его задумал Микетти. Не были возведены лишь фигурные аттики над центром и боковыми крыльями, а также исчезли недостроенные галереи с башенками по сторонам дворца. Стрельнинский дворец выделяется среди других петровских резиденций, достаточно скромных и больше напоминавших загородные дома зажиточных немецких и голландских бюргеров. В нем наиболее последовательно отразились принципы итальянского барокко с его стремлением к "грандиозному", пластическому богатству, смелым пространственным решениям. В этом отношении наиболее замечателен примененный Микетти прием тройной арки, прорезавшей здание посредине и обрамленной пучками колонн, несущих балкон сложных очертаний. Сквозь арку проходит главная ось ансамбля, на которую "нанизан" дворец (эту ось подхватывал не только канал Нижнего сада, но и центральная просека созданного Леблоном к югу от дворца Большого парка).
Строительство дворца энергично велось в 1720 - 1721 гг., затем его темпы резко упали. После отъезда Микетти на родину в 1723 году руководство строительством перешло к М. Г. Земцову. Основные работы по каменной кладке завершились к 1725 году. Со смертью Екатерины I работы полностью остановились. В 1730 году вчерне отстроенный дворец был законсервирован - накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками. В Стрельне функционировало лишь оранжерейное хозяйство, поставляющее фрукты к императорскому столу, и поддерживался в исправном состоянии деревянный дворец, который иногда посещали царствующие особы. В середине XVIII века было предпринято несколько попыток завершить ансамбль, однако их не довели до конца. В 1751 - 1761 годах работы "по возобновлению" Стрельнинского дворца велись по чертежам и указаниям Ф.-Б. Растрелли. Он произвел в здании некоторые перепланировки, устроил большую парадную лестницу в восточном флигеле, однако работы вновь были остановлены. К концу екатерининского царствования дворец грозил разрушением. Из-за отсутствия ухода к началу XIX века практически перестали существовать также Большой парк и Лабиринт.
Возрождение Стрельны началось в 1797 году, когда Павел I подарил ее своему сыну, великому князю Константину Павловичу.
Дворец был достроен без изменения фасадов и заново отделан архитектором А. Н. Воронихиным, растреллиевская барочная отделка была в значительной степени уничтожена и интерьерам придан облик, характерный для архитектуры классицизма. Из числа внутренних перемен важнейшей было разделение большого зала западного крыла на два этажа и отдельные помещения. В 1802 г. Воронихин восстановил западный флигель, в котором и расположился великий князь. В частности, архитектором здесь была возведена сохранившаяся до сих пор малая парадная лестница. Одновременно разобрали полуразрушенные галереи по сторонам дворца. Но в целом воплотить свой проект в жизнь Воронихину не удалось: произошедший 28 декабря 1803 г. пожар оставил от дворца одни стены. Больше к работам по дворцу Воронихин не привлекался. В 1804 - 1805 годах здание было восстановлено по проекту Луиджи Руска. Этот этап - важнейший в истории дворца, который наконец начал полноценное существование в качестве загородной великокняжеской резиденции. Руска ввел в композицию здания довольно существенное изменение, увенчав его бельведером, что подчеркнуло значение центрального объема и одновременно усилило доминирующее значение дворца в ансамбле. Внутри, как и предполагалось ранее, был полностью перестроен один из больших залов, однако Руска использовал свой вариант планировки. Здесь, в бельэтаже, появились параллельные анфилады парадных комнат. Новую отделку получили центральный Мраморный зал и Военная галерея (Голубой зал). Личные комнаты великого князя разместились на 3-м этаже, откуда открывались великолепные виды на залив. Грот и террасы - важнейший элемент парадного ансамбля Стрельны. Они не только художественно оформляют природный геологический уступ, на котором стоит дворец, но и приподнимают здание над окружающей местностью, усиливают его значение в ансамбле Нижнего сада. Первое упоминание о работах по террасам относится к 1719 году, когда по проекту Микетти начали возводить каменные подпорные стенки на месте существующих сейчас земляных уступов по сторонам дворца. Одновременно заложили фундамент центральной композиции - грота с каскадом. Боковые части грота, завершенные к 1730 г., до сих пор сохранились в редакции Микетти. Каскад так и не был достроен. Что же касается подпорных стенок террас, которые предполагалось снабдить многочисленными водометами и фонтанами, то их разобрали в 1728 году. Маскароны, выполненные для них Б.-К. Растрелли, до сих пор украшают сандрики окон 2-го этажа дворца.
В 1803 - 1805 годах А. Н. Воронихиным была возведена центральная часть грота в виде мощной дорической колоннады. Им же были сооружены сохранившиеся до сих пор скругленные боковые части из пудожского камня. На террасе перед дворцом разбили небольшой пейзажный сад.
В начале XIX века были восстановлены оранжереи, благоустроен Нижний сад с разборкой единственного сохранявшегося фонтана и без восстановления давно разрушившихся деревянных элементов - трельяжных решеток, берсо и т. п. В дальнейшем композиция сада не изменялась; владельцы дворца оберегали его как памятник Петру Великому.
Новый расцвет имения начался в середине XIX века, когда Николай I передал его своему сыну Константину Николаевичу. С этого времени дворец и парк стали называться Константиновскими. В 1847 - начале 1850-х годов архитекторы А. И. Штакеншнейдер и Х. Ф. Мейер реставрировали дворец, внеся небольшие изменения. Так, на северном и западном фасадах, на уровне первого этажа, появились чугунные эркеры и переходные балконы. Заново были отделаны личные апартаменты великого князя и его супруги Александры Иосифовны в комнатах 1-го этажа. В восточном флигеле дворца была устроена церковь.
В 1843 - 1846 гг. по проекту архитектора Х. Ф. Мейера был произведен капитальный ремонт грота: укреплены его конструкции и сделана свинцовая гидроизоляция сводов. Однако по требованию Николая I в 1848 - 1849 гг. грот был вновь перестроен А. И. Штакеншнейдером, который заменил воронихинскую колоннаду аркадой. В таком виде это сооружение существует и сегодня. После завершения реконструкции на площадке террасы разбили клумбы; здесь появились скульптура, садовая мебель, фонтаны. На боковых частях установили фигуры львов и оленей. В 1862 г. боковые лестницы были выполнены в каррарском мраморе. После революции стоявшие перед дворцом статуи были разбиты и свалены в подвалах дворца, сад на террасе уничтожен. До войны на своих местах оставались лишь изваяния львов. В конце 1950-х гг. сильно поврежденный во время войны грот был частично реставрирован. Однако к концу ХХ века он пришел в аварийное состояние.
К востоку от дворца в 1848 - 1849 годах А. И. Штакеншнейдер по проекту скончавшегося в августе 1848 г. Х. Ф. Майера возвел Конюшенный двор, представляющий в плане каре, с трех сторон которого располагались конские стойла, а с западной - каретники. Над конюшенными отделениями находились сенники, и в угловых башнях - жилые помещения. Рядом с конюшнями по проекту Штакеншнейдера в 1850 г. возвели небольшую кузницу. Одновременно этим архитектором юго-восточнее конюшен был сооружен дворцовый погреб. В 1893 г. северная сторона конюшенного каре была расширена и превращена в манеж.
После войны незначительно поврежденное здание было реконструировано для нужд ЛАУ. Оно подверглось перепланировке; одним этажом надстроили восточную сторону, над манежем возвели громоздкий объем двухсветного зала. В ранее глухой наружной стене по западному фасаду пробили оконные проемы.
По сторонам дворца были заново разбиты новые сады - Собственный и Детский, усовершенствованы ранее возникшие Английский и Цветной, Пчельник, Нижний сад. Появляются новые парковые сооружения, стилизованные под сельские постройки в русском стиле, "помпейская" купальня, игровые сооружения для детей великокняжеского семейства.
Собственный сад был разбит к западу от Константиновского дворца по проекту садовника Ф. Рукка в 1856 г. для великой княгини Александры Иосифовны. Ранее эта местность представляла собой зеленый газон, посредине которого располагался вытянутый восьмиугольный бассейн, устроенный в начале 1800-х годов. Разбивая сад, Рукк придал пруду пейзажную V-образную конфигурацию, окружил его свободно извивающимися дорожками. С северной стороны сада, вдоль террасы, возвели перголу. В 1860-х гг. по проекту архитектора Г. Э. Боссе у западной оконечности пруда построили "помпейскую" купальню в виде небольшого павильона, со ступенями, спускающимися к бассейну. В саду установили многочисленные статуи. В предвоенный период пергола была разрушена, скульптура уничтожена. Купальня сильно пострадала во время войны и была разобрана. Сад как таковой практически перестал существовать. О нем напоминает лишь сохранившийся пруд. Детский сад был устроен в 1850-х годах к востоку от дворца, симметрично Собственному саду. Здесь установили высокую корабельную мачту, служившую для приобщения к морскому искусству великокняжеских детей, а порой - и наследника престола. У южного берега пруда располагался детский домик великой княгини Ольги Константиновны в виде миниатюрной русской избы. В садике жил ручной медведь, стояли качели и гимнастические снаряды. Следует отметить, что до революции сад был открыт для дачников и являлся одним из самых притягательных мест для окрестных детей. По-видимому, все эти забавы исчезли еще на рубеже 1910 - 1920-х гг. В начале 1950-х годов у западной оконечности ванны пустого пруда была выстроена трансформаторная подстанция, решенная в несколько курьезных для данного объекта, но по-своему выразительных формах греческой дорики. Английский сад между дворцом и верхней Петергофской дорогой начали разбивать около 1800 г. Работами руководил садовых дел мастер Адам Холл; возможно к разработке проекта причастен царскосельский садовник Джозеф Буш, через которого шли поставки зеленого материала. При помощи плотины был устроен обширный Дворцовый пруд, игравший большую роль в композиции сада. В 1850-х гг. сад реставрировал Ф. Рукк. Он дополнил планировку введением новых пейзажных дорожек.
После 1917 г. сад начал приходить в упадок. В 1929 году, после разрушения паводком плотины, перестал существовать Дворцовый пруд, равно как и связанный с ним Кикенский. Сад был фактически позабыт; его ландшафты, покрытые самосевом, воспринимались как природные.
Цветной сад занимает исключительно ответственное положение в системе Константиновского парка, являясь главным связующим звеном между ансамблем дворца Петра I, Нижним и Английским садами. В XVIII веке сад назывался Подлипским из-за стоявшей здесь легендарной Большой липы. По преданию, Петр I часто любовался с вершины этого дерева морскими видами и даже устроил в ее ветвях беседку. Погибшее в середине XIX века дерево заменили другим, существующим и сейчас. Оранжереи в саду устроили еще в начале XVIII века. В 1737 г. была возведена Большая оранжерея (упомянутая липа стояла у ее восточного павильона). Рядом находились подсобные строения и слобода садовников. Напротив, за дорогой, разбили крестообразно распланированный сад. В середине XVIII века эта местность была значительно преобразована. Путем сооружения запруд в старом русле реки Стрелки устроили три пруда - будущие Форелевый, Цветной и Мельничный. Разбили несколько миниатюрных садов и огородов с правильной планировкой: этого требовало ответственное положение участка в структуре парка.
В начале XIX века, одновременно с восстановлением оранжерей, сад был превращен в пейзажный английский, украшен цветниками, прудами и каскадами. С запада к саду примкнула насаженная в 1810 г. березовая Константиновская роща. С незначительными изменениями эта композиция сохранялась в течение последующего столетия. Одновременно с реконструкцией сада у плотины последнего пруда соорудили водоподъемную машину в виде высокой "готической" башни. В 1851 г. она была возведена вновь в виде русской избы, по проекту А. И. Штакеншнейдера, и получила название "мельницы". Цветной сад пользовался особой любовью высокопоставленных посетителей Стрельны. Так, например, в 1830 г. сюда приезжал Николай I, а также императрица в сопровождении прусского принца. Они пили чай под Большой липой, осматривали оранжереи, угощались персиками, абрикосами и клубникой. Еще в 1920-х гг. сад находился в удовлетворительном состоянии. Однако уже к середине 1930-х гг. большая часть оранжерей и Мельница были разрушены, деревья Константиновской рощи почти полностью вырублены. В конце века лишь пруды, старые аллеи и сохранившийся мост начала ХХ века напоминали о былом великолепии сада. В плане Нижний парк представляет вытянутый прямоугольник площадью 45 гектаров. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй - отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду. Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года еще более ярко выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями. Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов. Самые старые водоемы были созданы в 1717 - 1720 годах юго-западнее регулярной части парка. Существующая композиция приморских стрельнинских парков, сочетающих регулярные и пейзажные элементы (общей площадью 132 га), сформировалась в результате последовательной работы архитекторов XVIII и первой половины XIX века.
После революции во дворце разместилась школа-колония для беспризорных детей. Началась постепенная деградация ансамбля. С 28 сентября 1941 года по 19 января 1944 года Стрельна находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: в результате обстрелов Константиновский дворец был превращен в руины. Также была сожжена петровская Спасо-Преображенская церковь, сильно пострадали парки. В послевоенное время главные здания ансамбля, восстановленные в 1955 году архитекторами Ф. Ф. Олейниковым, И. Г. Капцюгом, В. Б. Можанской, Н. М. Уствольской, Л. М. Захаровой и другими были переданы учебному заведению - мореходному Арктическому училищу, которое размещалось в них до начала 1990-х годов. На рубеже 1970 - 1980 гг. были практически полностью заменены деревья Нижнего парка во время его радикальной реставрации, теперь лишь потомки увидят сад во всем его великолепии. В последние годы огромный урон ландшафтной композиции ансамбля нанесло возведение Северо-Западной ТЭЦ на противоположном берегу залива, чьи трубы и гигантская градирня замкнули перспективу центрального канала парка. Последнее время величественный Константиновский дворец находился в крайне запущенном состоянии.
В 2001 году Константиновский дворец передан Президенту России для создания Морской резиденции - Дворца Конгрессов Российской Федерации, здесь развернулись грандиозные работы по реконструкции всего дворцово-паркового комплекса и прилегающей территории. К 300-летию Петербурга, в мае 2003 года Константиновский дворец и парк были открыты. Одновременно с реконструкцией парка, на побережье Финского залива к востоку от него, был создан комплекс из девятнадцати коттеджей, предназначенных для проживания официальных иностранных гостей, прибывающих на встречи в резиденцию Президента - так называемая "Консульская деревня". Реконструкции подверглось также расположенное здесь здание, прежде принадлежавшее Арктическому училищу - теперь в нем размещается четырехзвездная гостиница "Балтийская Звезда".
Западнее территории Константиновского парка предстает перед нами отреставрированный в конце 1990-х годов деревянный дворец Петра I c великолепным садиком с фонтаном и цветниками. Дворец был возведен в западной части нынешнего Константиновского парка на высоком холме. От дворца к морю шла прямая "перспектива" (нынешняя Портовая улица). На холме стоит одноэтажное здание с мезонином под треугольным фронтоном. Средняя часть здания выделена балконом, который покоится на стройных колоннах тосканского ордера; окна первого этажа обрамлены фигурными наличниками, углы акцентированы рустами, а кровля - балюстрадой с вазами. Объемное решение миниатюрного дворца, характер декоративных деталей - все это типично для архитектуры первой четверти XVIII века. Сам дворец был возведен, возможно, в 1714 - 1715 годах, в преддверии работ по созданию большого ансамбля. В 1719 - 1720 годах дворец подвергся капитальному ремонту: на нем надстроили мезонин, заново отделали интерьеры, окрасили стены и кровлю. Здание окружил цветочный сад, обнесенный забором с балясинами. В 1749 - 1750 годах дворец был реконструирован архитектором Ф.- Б. Растрелли и его помощником С. Волковым, которые удалили нарушавшие симметрию здания пристройки, восстановили утраченный балкон, возобновили внутреннюю отделку. Одновременно перед домом был разбит небольшой террасный сад - вертюгартен с двумя фонтанами. До войны, помимо дворца, петровский ансамбль включал в себя также деревянную церковь Преображения, построенную в 1717 - 1718 годах. Церковь капитально перестраивалась в царствование Екатерины II. В начале ХIX века рядом с ней появилось небольшое кладбище, где хоронили лиц, известных своими заслугами великому князю Константину Павловичу. Незадолго до 1941 года церковь превратили в столовую, уничтожив при этом купол и колокольню. В период боевых действий Великой Отечественной войны она сгорела. В 1830-х годах обветшавший дворец фактически заново возвел Х. Мейер. Его художественный облик был полностью сохранен. К тому времени почти не осталось следов сада перед дворцом, а сама местность слилась с парком, раскинувшимся в западной части мызы. Во 2-й половине XIX века во дворце был устроен приемный покой больницы; таким же образом здание использовалось и в предвоенные годы. Из-за этого возвышенность, где стоит дворец, получила название "Больничной горки". Уцелевший дворец был реставрирован по проекту Н. М. Уствольской в 1951 - 1952 годах, в нем разместился детский сад. В настоящее время дворец передан ГМЗ "Петергоф", в 1999 году отреставрирован вновь, в нем открыт музей. От дворца Петра открывается замечательная панорама прилегающих уголков Стрельны. В деревянном дворце цари останавливались лишь на несколько часов. Стрельна превратилась в придворную мызу, снабжавшую императорский стол овощами и фруктами. В глубоких сухих подвалах дворца хранились дорогие венгерские вина. Когда осваивалось побережье, в Стрельну направили партию работных людей, казенных крестьян, солдат. Бревенчатые избы, землянки, шалаши, лавки, бани, приземистые амбары с запасом продовольствия и фуража, харчевни - такой была тогда Стрельна. Позже настраивалась и рыбачья слобода, жители которой поставляли свежую и копченую рыбу не только для приезжающего со свитой царя, но и в Петербург. С 1713 года в Стрельне начали работать кирпичные заводы. По царскому приказу сюда прислали помещичьих крестьян, умеющих делать кирпич, черепицу и кафли. Строительство дворцов требовало большого количества строительных материалов. В местах расположения заводов залегала хорошая глина. Обилие лесных массивов в верховьях Стрелки обеспечивало возможность сплавлять сюда лес. В садах Стрельны в XVIII веке впервые начали культивировать привезенные из Европы "земляные яблоки" - картофель. За территорией Петровского дворца вдоль Портовой улицы располагается территория так называемой Новострельнинской слободы. Слобода начала формироваться в середине XVIII века, когда здесь появилось несколько дворов, принадлежавших работникам расположенных поблизости мельниц. В начале XIX века слобода именовалась Рыбачьей. К середине 1830-х гг. она уже занимала почти весь клинообразный участок между Портовой улицей и каналом. В последней четверти XIX века здесь, на берегу залива появились богатые дачи Петрова и Треки. Близ южной оконечности Новострельнинской слободы, на берегу Портового канала, во 2-й половине XIX века была построена дача Стенбок-Фермор с высокой "готической" башней. В настоящее время большая часть Новострельнинской слободы занята корпусами профилактория Кировского завода. Часть сохранившейся рядовой застройки восходит к дореволюционному периоду, но ни одна из вышеупомянутых дач не сохранилась. В своем конце Портовая улица выводит к яхт-клубу, расположенному на побережье Финского залива. Здесь же, на берегу залива, одновременно с реконструкцией комплекса Константиновского дворца в 2002 - 2003 гг. было возведено крупное современное здание пресс-центра с рестораном и смотровой площадкой. Вдоль побережья Финского залива протянулись причалы пристани правительственного комплекса. При входе в Константиновский парк со стороны Морской пристани установлена бронзовая композиция, изображающая Петра I и Екатерину I.