Первый зал музея знакомит посетителей с допетербургским периодом истории освоения этих земель. На протяжении столетий Финский залив, река Нева и Ладожское озеро служили важными водными магистралями – здесь проходили Великие торговые пути между западом и востоком: путь «Из варяг в греки», «Великий Волжский путь», янтарные и меховые пути. Это привлекало сюда разные народы, вдоль путей создавались поселения.
Благодаря археологическим и этнографическим исследованиям известно, что коренные жители побережья залива были финно-угорского происхождения: водь, ижора, корела и другие. Они издавна соседствовали со славянскими племенами, эти земли также привлекали скандинавов,приходивших на судах из Балтики. Главным торговым и ремесленным центром был город Ладога, который считается первой столицей древней Руси.
В музее представлены археологические находки из Старой Ладоги и Новгорода, на границе обширных владений которого находились приневские земли. С XIII века увеличилось военное противостояние за эти земли между Новгородом, Швецией и немецкими рыцарями. На территории Приневья появляются деревянные и каменные крепости, часть из них строят новгородцы, часть – шведы и немцы. Это – Копорье, Выборг, Корела, Ям, Ландскрона, Орешек и другие. Вдоль южного берега Финского залива тянулась Приморская дорога, соединявшая прибрежные деревни. Местные жители занимались рыболовством, охотой, земледелием, лоцманским делом, ремёслами и торговлей. Ижорский народ, давший название Ижорской земле, славился песенной культурой, фольклором. В музее представлена реконструкция ижорского жилища со старинной утварью, предметами быта и ремёсел. Сегодня коренные народы попрежнему живут здесь, но в очень малом количестве.
С конца XV века Ижорская земля оказалась под властью московского государства. Для сбора податей новгородские земли поделили на пять частей – «пятин», они, в свою очередь, делились на погосты. Земли на берегу залива входили в Дудоровский погост Водской пятины. Из писцовых книг того времени мы знаем названия деревень по приморской дороге. Одна из них, Кальюла, находилась у нынешнего Старо-Калинкина моста. Её изображение можно увидеть на картине, размещённой в экспозиции музея. С 1617 года по Столбовскому мирному договору часть новгородских земель официально закрепилась за Швецией и получила название Ингерманландия. На месте впадения Охты в Неву в XVII веке была построена шведская крепость Ниеншанц, рядом с которой располагался торговый и ремесленный город Ниен. Паромная переправа связывала Ниен с левым берегом Невы, а далее, через территорию современного Санкт-Петербурга шла дорога – Нарвский тракт. Таким образом, «Нарвский»– один из старейших топонимов на карте города. На участке от Автово до Лигово Нарвский тракт соединялся с Приморской дорогой. Как выглядело это старинное перепутье в районе Автово, изображает музейный макет. Здесь можно увидеть Красный кабачок, о котором напоминает современное название речки Красненькой.
Пётр I в ходе Северной войны вернул Ижорскую землю России, в устье Невы был заложен Санкт-Петербург. Старинную приморскую дорогу царь использовал, чтобы добираться до острова Котлин, рядом с которым возводился форт Кроншлот. После военных побед он задумал сформировать парадный «морской фасад» новойстолицы по европейскому образцу. В 1710 г. по указу Петра южное побережье Финского залива было разделено на участки, раз дававшиеся его приближённым. Началось формирование дачного аристократического предместья Петербурга-Петергофской дороги, ведущей в летнюю царскую резиденцию Петергоф. Ближайшей к городу царской приморской дачей был Екатерингоф – «двор Екатерины», подарок Петра I супруге Екатерине Алексеевне, будущей Екатерине I. В музее можно увидеть макет усадьбы Екатерингоф с дворцом и каналом, хозяйственными постройками и регулярным парком.
Екатерингоф был основан в 1711 г. в честь первой морской победы России, произошедшей 7 мая 1703 г. Главными праздниками в Екатерингофе, начиная с петровских времён, были майские дни. Рядом с Екатерингофом находились Анненгоф и Елизаветгоф, построенные для дочерей Петра I Анны и Елизаветы, и Подзорный дворец в устье Фонтанки. Этот «семейный» ансамбль служил примером для подданных при строительстве приморских дач. В XIX веке Екатерингофский дворец был превращён в первый музей, посвящённый памяти Петра Великого. Дворец сгорел и был разобран в 1926 г., а парк Екатерингоф существует и сейчас.
Сегодня наш музей единственный в городе, рассказывающий об этом историческом месте. В витринах можно увидеть подлинные предметы петровской эпохи, многие из них найдены в 2003 г. археологической экспедицией под руководством П. Е. Сорокина. В этой коллекции большую ценность представляют печные изразцы с ручной кобальтовой росписью, украшавшие когда-то дворцовые печи.
Император Пётр III в 1762 г. решил раздать заболоченные екатерингофские земли, простиравшиеся от Фонтанки до Красненькой речки. Один из участков на 4 версте получила княгиня Дашкова. Это была первая земельная собственность молодой княгини, которую она называла «моё маленькое болото».
Музейный макет изображает усадьбу княгини Дашковой спустя примерно десять лет после основания: со стороны Петергофской дороги находился небольшой деревянный дом с отдельно стоящими флигелями, за ним – русло речки Емельяновки, превращённое в живописные пруды с островками, система дренажных канав, прорытых для осушения территории, луга с сенокосами, а со стороны залива –Емельяновская дорога, рядом с которой располагались Анненгоф и Елизаветгоф.
Экспозиция рассказывает о жизненном пути хозяйки усадьбы Кирьяново княгини Екатерины Романовны Дашковой, одной из ярчайших фигур в российской истории. Свою жизнь княгиня описала в мемуарах – «Записках княгини» Дашковой»,которые долгое время были запрещены в нашей стране. В музее можно увидеть одно из первых изданий этого исторического документа. На графических работах члена Международного Дашковского общества Е. Н. Фирсовой Екатерина Романовна изображена в разные периоды её жизни. Дашковское общество объединяет современных исследователей деятельности княгини Дашковой и её наследия. На живописных полотнах, представленных в экспозиции, изображены важные события из жизни юной Екатерины Романовны – знакомство с великой княгиней Екатериной Алексеевной и участие в дворцовом перевороте, приведшем её на престол. Свою усадьбу княгиня назвала именами святых бессребренников Кира и Иоанна, память которых отмечалась в этот день, 28 июня 1762 г.
Изображение святых целителей можно увидеть на старинной иконе,рядом с которой находится книга «Служба Киру и Иоанну в день восшествия на престол Екатерины II», напечатанная в 1765 г. В экспозиции собран интересный изобразительный материал, относящийся к княгине Дашковой – репродукции портретов её родственников из рода Воронцовых, её собеседников во время заграничных путешествий, изображения зданий в Петербурге и других городах, связанных с ней, и многое другое. Здесь можно увидеть распоряжение Екатерины II о выделении княгине Дашковой денег на строительство нового загородного усадебного дома. Как выглядел этот дом при жизни княгини, видно на гравюрах братьев И.-Г. и И.-К. Майров.
Современник княгини Дашковой академик И.-Г. Георги писал, что эта усадьба была создана самой княгиней «без помощи архитектора и садовника». Это подтверждает интересный документ – «Рапорт английского садовника княгини Дашковой», написанный её рукой. Екатерина Романовна называла свою приморскую усадьбу «настоящей жемчужиной».
С новым каменным усадебным домом связаны годы академической деятельности княгини. Но в конце царствования Екатерины II Дашкова берёт отпуск и покидает Петербург, а взошедший на престол Павел I увольняет её со всех постов и отправляет в ссылку в деревню Коротово Новгородской губернии. В экспозиции представлен последний период жизни княгини Дашковой: изображения её московского дома и калужского имения Троицкое, где она была похоронена в 1810 г.
Один из залов музея представляет собой интерьер небольшой дворянской гостиной той эпохи с предметами обстановки дачного предместья. На стенах зала – икона святых Кира и Иоанна, а также копия известного портрета княгини Дашковой работы Д. Г. Левицкого. Так княгиня выглядела, когда возглавила Санкт-Петербургскую Академию наук, став первой в мире женщиной во главе двух академий и первой в России женщиной на государственной службе.
Зал, посвящённый академической деятельности Екатерины Романовны, наполняет старинная мебель из Академии наук, создающая образ рабочей обстановки в усадебном доме. Здесь собрано множество книг, архивных материалов, наглядно демонстрирующих, насколько эффективной была деятельность княгини на посту директора Академии наук и председателя Российской Академии.
Будучи человеком эпохи Просвещения, княгиня претворяла в жизнь его принципы: распространение научных знаний в обществе, их практическое применение.
Один из экспозиционных комплексов представляет «фрагмент библиотеки княгини Е. Р. Дашковой», содержащий подлинные издания её любимых авторов -европейских просветителей Монтескьё, Вольтера, Буало и других, а также гравюры из знаменитой «Энциклопедии» Д. Дидро. Эти книги с юных лет сформировали мировоззрение княгини, как и других представителей века Просвещения. Сама княгиня, будучи главой двух академий, занималась широкой просветительской деятельностью. Большой интерес представляют подлинные издания Академии наук, появившиеся во время директорства княгини Дашковой. Это первая в России научно-популярная энциклопедия для юношества «Зрелище природы и художеств», переведённая на русский язык по инициативе княгини. Екатерина Романовна считала, что необходимо развивать отечественную литературу.
В учреждённом ею журнале «Собеседник любителей российского слова» наряду с произведениями Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина и других известных русских писателей, печатались статьи самой Екатерины Романовны и императрицы Екатерины II. Княгиня Дашкова подала Екатерине II мысль создать Российскую академию, целью которой было «обогащение языка российского и распространение словесных наук в государстве». В экспозиции находится подлинный «Словарь Академии Российской» – первый толковый словарь русского языка, вышедший под руководством Екатерины Романовны. В шесть томов словаря вошло более 43 тысяч слов. Создание словаря было делом государственной важности, так как язык – один из необходимых атрибутов государства. Княгиня вспоминала, что работала над словарём в своём загородном доме. Здесь, вдали от городской суеты, она собирала слова на буквы «Ц», «Ш» и «Щ».
На одном из заседаний Екатерина Романовна предложила ввести в русский алфавит новую букву – «Ё». Рабочие встречи академиков по созданию словаря часто проходили у княгини, в том числе и в Кирьянове. На картине «Заседание Академии Российской» изображены академики, которых княгиня привлекла к работе над словарём. Среди них государственные деятели А. С. Строганов, А. И. Мусин-Пушкин, писатели Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин, русские учёные – ученики М. В. Ломоносова: И. И. Лепёхин, С. Я. Румовский, Н. Я. Озерецковский и другие. Княгиня Дашкова была лично знакома с М. В. Ломоносовым, высоко ценила вклад учёного в русскую науку и культуру. Одним из первых её дел в Академии было издание полного собрания сочинений Ломоносова, а также написание для Академии наук его портрета, копия которого представлена в музее. Важным начинанием княгини Дашковой были публичные лекции на русском языке. Лекции по химии проходили в Боновом доме, где ранее жил М. В. Ломоносов и была первая в России химическая лаборатория.
В музее можно увидеть археологические предметы, найденные при раскопках на месте этого дома. Екатерина Романовна расширила международные связи академии, при ней почётными членами Петербургской Академии наук становились крупные европейские учёные, и сама княгиня стала почётным членом нескольких иностранных академий и научных обществ. По предложению княгини Дашковой почётным членом Академии наук стал выдающийся флотоводец адмирал Самуил Карлович Грейг. За военные заслуги Екатерина II пожаловала ему дачу Санс-Эннуи под Ораниенбаумом, мебель с которой находится в экспозиции музея. Большое внимание княгиня уделяла административно-хозяйственной деятельности, упрочив финансовое положение академии. Она создала при Академии наук три благотворительных фонда, в том числ пенсионный. Одним из важнейших её дел было строительство нового здания Академии наук. Она тщательно контролировала все работы, вела споры с автором проекта архитектором Дж. Кваренги, даже поднималась на строительные леса.
Будучи жёстким администратором, она одновременно тонко чувствовала музыку и в себе признавала единственный талант – музыкальный. В музее можно видеть копию нотного альбома княгини Дашковой, содержащего музыкальные произведения, сочинённые самой княгиней. Они исполнялись в России и в Европе и вызывали восторженные отзывы европейских деятелей культуры. Княгиня была также коллекционером, окаменелости и минералы в экспозиции напоминают о собранном ею «Натуральном кабинете». Для княгини Дашковой годы директорства были наполнены бурной деятельностью, но не всё было гладко. Обладая независимым характером, она, бывало, вызывала насмешки придворных и недовольство императрицы. Так случилось, когда академия опубликовала трагедию Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский», которую императрица посчитала опасной для власти. Вскоре после этого, завершив работу над Словарём, княгиня покидает Петербург, а её приморская дача сдается внаём.
Уже после отъезда княгини Дашковой из Петербурга, в августе 1805 года, на её даче открылся трактир «Великобританский». В его названии отразились и предпочтения хозяйки усадьбы, любившей Англию, и мода на все английское в высшем свете в начале XIX века, а также заключение в год открытия трактира в Петербурге мирного договора между Россией и Великобританией. В музее можно увидеть реконструкцию этого трактира: массивная стойка, камин, шкаф с бутылками, полки с рядами белых тарелок, зеркало, накрытый для чаепития стол, барометр, картины на морские сюжеты. Очевидно, в «Великобританском» трактире могла собираться привилегированная публика.
Санкт-Петербург,
пр. Стачек, дом 45
(правое крыло)
Метро "Кировский завод"
Режим работы музея:
с 10.00 до 18.00 часов
Прием посетителей:
пн-чт с 10.00 до 17.00 часов
Пятница с 10.00 до 16.00 часов
Суббота c 10.00 до 17.00 часов
Воскресенье - выходной день