История усадьбы в первой трети XIX века

После отъезда княгини Дашковой из Петербурга, в августе 1805 г. на её даче открылся трактир «Великобританский». В его названии отразились мода на всё английское в высшем свете в начале XIX века, в период наполеоновских войн. В  музее можно увидеть реконструкцию этого трактира: массивная стойка, камин, шкаф с бутылками, полки с рядами белых тарелок, зеркало, накрытый для чаепития стол, барометр, картины на морские сюжеты.  Очевидно, в Великобританском трактире могла собираться привилегированная публика. Объявления в газетах приглашают заезжать сюда тех, кто «желает иметь хороший стол», а зимой «кататься с гор». Среди нанимателей дачи этого периода – граф Е. Ф. Комаровский, оставивший об этом воспоминания.

Трактир «Великобританский». Музейная реконструкция

Первая треть XIX века – время расцвета Петергофской дороги как дачного предместья.  Английская гостья княгини Дашковой Кэтрин Вильмот сравнивала её «с прелестным переездом от  Парижа до Версаля». На протяжении сорока километров от Петербурга до Ораниенбаума находилось свыше ста усадеб петербургской знати, великокняжеские и императорские резиденции. В экспозиции внимание привлекает картина, изображающая  Екатерингоф – первый общественный парк столицы, в котором устраивались знаменитые екатерингофские первомайские гуляния. На Петергофской дороге были построены Нарвские триумфальные ворота, под которыми в 1814 г. прошли победители Наполеона, вернувшиеся из Парижа. Впоследствии первые деревянные ворота были заменены каменными, сохранившимися до наших дней.

В 1810 г. по завещанию Екатерины Романовны усадьба Кирьяново перешла по наследству её двоюродному племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову-Дашкову, которому по прошению княгини, потерявшей сына, дозволялось носить двойную фамилию. Он стал  родоначальником  Воронцовых-Дашковых, потомки которых живут и поныне. Это был дипломат, одна из первых фигур петербургской аристократии, его дом на Дворцовой набережной современники называли  «одним из самых блестящих».

Экспозиция, посвящённая истории усадьбы Кирьяново и Петергофской дороги в XIX в.
Экспозиция, посвящённая истории усадьбы Кирьяново и Петергофской дороги в XIX в.

При новом хозяине Кирьяново продолжало сдаваться внаём. И.И. Воронцов-Дашков был членом масонских лож. Масонство в то время стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения. Известно, что 24 июня 1821 года в усадьбе состоялось торжественное собрание масонской ложи «Астрея». Великим мастером «Астреи» был В. В. Мусин-Пушкин-Брюс, тесно связанный с литературными кругами Петербурга того времени. Членами  «Астреи» были  Н. И. Греч, Ф.Н. Глинка и другие известные люди. В 1822 году все масонские ложи в России были закрыты.

Поездка А.С. Пушкина на пироскафе в мае 1828 г. Художник Э.В. Якушин

Летом 1822 года дачу в Кирьянове снимал Иван Андреевич Крылов. К нему  почти каждый вечер приезжали писатели, многие из которых были членами Петербургского Английского клуба. Известно, что здесь бывали В. А. Жуковский, П. А. Катенин, могли бывать   А. Н. Оленин, Н. И. Гнедич и другие известные писатели. Граф Д.И. Хвостов посвятил стихи литературным встречам в Кирьянове, назвав эту дачу «Парнасом на Руси».

И.А. Крылов в усадьбе Кирьяново

В музее открылся экспозиционный зал, посвященный Ивану Андреевичу Крылову. Музейная  реконструкция представляет образ комнаты И.А. Крылова в усадебном доме. При её создании использовались воспоминания современников, а также прижизненная гравюра с изображением комнаты Крылова при Публичной библиотеке.

В интерьере представлены предметы, подобные тем, что окружали писателя  в домашней обстановке. На стене – репродукция портрета молодого И.А. Крылова работы художника Р.М. Волкова, написанного в 1812 г. Необходимой принадлежностью комнаты баснописца  был диван, рядом с которым – этажерка с книгами, камин с зеркалом. На столике – не только письменный прибор, книги и рукописи, но и скрипка: Крылов был виртуозным скрипачом, исполнял роль первой скрипки в квартетах Моцарта, Бетховена и Боккерини. Можем представить себе, как баснописец, вернувшись с прогулки, небрежно бросив сюртук, цилиндр и трость, отправлялся в  зал, где собралось уже литературное общество, и где Крылов-Соловей читал свои басни.

И.А. Крылов. Художник Р.М. Волков, 1812 г.

В витринах-перекидках представлены материалы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя, которого даже современники называли «великой загадкой». Копии  рукописей Крылова предоставлены музею Отделом рукописей Российской национальной библиотеки, в которой баснописец работал почти 30 лет, создавая фонд русской книги, а также Пушкинским домом.

«Комната И.А. Крылова». Музейная реконструкция

В первой витрине-перекидке – материалы о наименее изученных молодых годах жизни Крылова, начиная с детских лет. Можно проследить творческие поиски писателя, который обратился к жанру басни почти к 40 годам, а до этого пробовал себя в драматургии, журналистике, лирической поэзии. Интерес представляют документы о том, что именно княгиня Дашкова поддержала молодого писателя в сложное для него время, когда его произведения вызвали недовольство Екатерины II. Екатерина Романовна распорядилась опубликовать журнал и пьесы Крылова в типографии Академии наук.

Во второй перекидке Крылов представлен уже известным баснописцем, пользовавшимся огромным авторитетом, чьи книги издавались огромными тиражами и уже при его жизни переводились на другие языки.  Представлены страницы  алфавитных каталогов, которые писатель создавал на государственной службе  в Императорской публичной библиотеке, диплом о его избрании членом Российской Академии, рукописи басен и другие интереснейшие материалы.

В музее хранится редкое прижизненное издание басен Крылова 1819 года, а также другие интересные издания произведений этого выдающегося писателя.

И.А. Крылов своим творчеством воплотил мечту княгини Дашковой о появлении истинно русских писателей, ведь его басни признаны «книгой мудрости русского народа».  К сожалению, пока в России нет ни одного музея И.А. Крылова. Поэтому так важно появление экспозиции, посвященной И.А. Крылову, в усадебном доме княгини Дашковой, которая в своё время очень поддержала его, оказав влияние на судьбу молодого писателя.

Усадьба находилась во владении И.И. Воронцова-Дашкова до конца 1830-х годов, а в 1838 г. она уже была разделена и принадлежала купцам Якимовым и Стариковой. Начинается новый период её истории.

Усадьба Кирьяново в период со второй половины XIX в. до 1917 г.

    Эпоха промышленного бума внесла кардинальные перемены в жизнь усадьбы Кирьяново. В этот период бывшая дача Е.Р. Дашковой активно использовалась под производство и торговлю. Вид главного усадебного здания изменился: на крыльях и флигелях появились деревянные надстройки. А сама усадьба во второй половине XIX в. представляла настоящий производственно-торговый комплекс, где размещались сразу несколько фабрик, мастерские, магазины и трактирные заведения.

Н.И. Путилов. Художник П.Ф. Борель, 1880 г.

В 1870-х годах Кирьяново переходит к владельцу находящегося по соседству чугунолитейного завода  Николаю Ивановичу Путилову. Часть музейной экспозиции посвящена великому учёному, инженеру, предпринимателю, создателю «промышленной карты» Петербурга. После кончины Путилова усадьбу Кирьяново унаследовала его падчерица – Мария Николаевна Божукова. При  Божуковой  усадьба была благоустроена, проведён ремонт, все помещения сдавались.  В центральной части размещался «Клуб служащих Путиловского завода». В крыльях здания находились съёмные квартиры, большую часть которых занимали служащие Путиловского завода – преимущественно инженерно-технический  персонал.     

        Экспозиционный комплекс, созданный по архивным материалам, представляет комнату заводского служащего с подлинными предметами «путиловской» эпохи.

        Последний хозяин усадьбы Кирьяново Сергей Николаевич Полежаев являлся потомком знаменитых купеческих семей Полежаевых и Елисеевых. Он состоял членом правления Санкт-Петербургского Учётного и Ссудного банка, имел звание потомственного почётного гражданина. Сергей Николаевич Полежаев владел усадьбой Кирьяново до 1917 г. 

Комната служащего Путиловского завода. Музейная реконструкция

Выставочный зал

В 2022 году в музее открылся выставочный зал. Там проводятся временные тематические выставки из фондов музея,  а также совместные с другими музеями выставки. Эти выставки дополняют экспозицию музея, развивая и углубляя темы, затронутые в основной экспозиции.   

Выставка «Кировский район – район-фронт»

Покупка билетов на сайте отключена в нерабочее время! Откроется через

0Ч 0Мин 0Сек