Ульянка

Одной из немногих дач на Петергофской дороге, сохранявших жизненный уклад и культурные традиции дворянской усадьбы до самой революции была Ульянка. Первым владельцем участка был сибирский царевич Василий. Будучи замешанным в деле царевича Алексея, он был сослан в 1718 году, после чего имение перешло в руки А. И. Ушакова, с 1731 по 1747 г. возглавлявшего Тайную канцелярию. На рубеже 1710 - 1720-х гг. на его даче имелись лишь скотный двор и изба, обнесенные забором. Однако к 1745 г. усадьба Ушакова включала новый дом со службами, нижним и верхним прудами, причем у дороги стоял "двор трактирщика иноземца Ульяна Ульянова" с харчевней и пивоварней, который и дал название усадьбе и нынешнему микрорайону. После смерти Ушакова владельцем имения стал С.Ф. Апраксин, главнокомандующий русской армией в первый период Семилетней войны. Затем оно принадлежало приближенному Петра III А. И. Глебову, а с середины 1770-х гг. Никите Ивановичу Панину. К этому времени здесь существовал великолепный ансамбль с господским домом, расположенным к югу от него регулярным садом с фигурными симметричными прудами, обработанной уступами террасой, протянувшимся вдоль дороги нижним прудом. В восточной части усадьбы, у границы с дачей Р. И. Воронцова, располагались службы. Господский дом Ульянки включал центральный объем с двумя связанными колоннадой ризалитами, соединенный галереями с боковыми флигелями. Возможно, он был построен на рубеже 1750 - 1760-х гг. А.И. Глебовым, в ту пору одним из первых лиц империи. Очевидец, сравнивая здание с близлежащим каменным домом И. Г. Чернышева, писал, что оно "...своею постройкою, кажется, еще прекраснее, но здание деревянное". Традиционно вглубь материка уходила просека, а в сторону моря - дорога. На рубеже XVIII - XIX веков сад был расширен к югу и включил новые, пейзажные элементы. Разобщенные ранее пруды на верхней террасе теперь были связаны протоками в один, сложных очертаний, сохранивший, впрочем, симметричную композицию. На взморье возник новый оранжерейный комплекс. В 1806 году Ульянку у наследников Панина купил Николай Петрович Шереметев.

Он искал здесь уединения после смерти своей любимой жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Значительные преобразования в усадьбе произвел его сын, граф Дмитрий Николаевич. В 1846 году по проекту И. Д. Корсини был перестроен господский дом. Прежний балкон на колоннах заменили новым, меньшего размера, на шести столбах, над домом соорудили большой кубообразный бельведер. У садового фасада появилась большая крытая веранда. Изменилась и стилистика сооружения, в котором теперь преобладали мотивы суховатого "неогрека".


    Последним владельцем имения был Александр Дмитриевич Шереметев. Он, будучи страстным любителем пожарного дела, в 1884 году основал здесь пожарную дружину, а у шоссе, на месте старого кабачка, построил депо с высокой каланчой, реконструированное архитектором З. Я. Леви в 1891 году. На рубеже XIX - XX веков здесь располагалось много интересных по архитектуре зданий и сооружений. У шоссе, близ главного въезда в усадьбу, отмеченного парадными воротами, располагалась "молочная" - деревянный дом с мезонином и двумя отдельными флигелями, построенный по проекту Н.Л. Бенуа в 1867 году для приема гостей и угощения их молочными продуктами с находившейся рядом фермы, перестроенной тем же зодчим из конюшен. Центральную часть имения занимал сад, переходивший в лес. Фруктовый сад Ульянки славился персиками и ананасами, выращиваемыми в его оранжереях.
    Ансамбль значительно пострадал в 1918 году: местные жители разрыли плотины и выпустили из прудов воду в поисках "автомобиля графа с сокровищами". Однако в целом ансамбль сохранялся. Во время Великой Отечественной войны Ульянка была практически полностью уничтожена. 
    Ныне на нашем пути оказывается прямоугольный живописный пруд. Позади него на террасе расположено здание межшкольного учебно-производственного комбината из серого кирпича на высоком фундаменте, построенное в середине 1950-х годов (арх. Н. Е. Ефимова, по упрощенному проекту А.А. Афонченко) и случайно или намеренно ставшее своего рода "дублером" прежнего усадебного дома - также имеющее трехчастную композицию, оно вызывает определенные ассоциации с шереметевским дворцом. Мешают этому архитектурные формы и материал сооружения - силикатный кирпич, обличающие эпоху "борьбы с излишествами".