Михайловка

07

За Стрельной лежит созданный в середине XIX века дворцово-парковый ансамбль в Михайловке - имении великого князя Михаила Николаевича, относящийся к уникальным образцам новаторского зодчества. В петровское время на территории Михайловки существовало несколько усадеб приближенных царя. Среди них усадьба А.Д. Меншикова "Фаворит". Она сохранялась до 60-х годов XVIII в. Старые дубы - свидетели того времени. В 30-х годах XIX в. три имения на этой территории стали владением императорской фамилии. Здесь, на площади в 106 га  и решено было создать дачу для младшего сына Николая I - Великого князя Михаила.

Название "Михайловская Дача" относится к 1834 году. Ко времени образования "Михайловки" здесь уже был великолепный парковый массив, подчиненный рациональной и художественной планировке, находились господские и служебные жилые здания, а также хозяйственные постройки. В дальнейшем они были перестроены и определили место возведения каменных зданий такого же назначения. От террасы Стрельнинского дворца сюда можно пройти по нижней дороге, проложенной по берегу моря. Парк Михайловки очень обширен и в верхней части красив благодаря прудам и вековым деревьям. В 1852 - 1855 годах по проектам А. И. Штакеншнейдера здесь были построены дом садовника и каменные оранжереи, и распланирована прилегающая к ним часть парка. С 1852 по 1862 год в усадьбе работали И. Шарлемань, Г. Боссе и А. Штакеншнейдер. По их проектам были построены кухонный, конюшенный и кавалерский корпуса. Фасады Кухонного корпуса, Кавалерских домов, Оранжерей и зданий Конюшенного двора отличаются сдержанностью декоративного оформления, перекликаются с обликом дворца и вместе с тем полностью отвечают практическому назначению. 

 

Сам дворец сложный по конфигурации, и, пока его не обойдёшь, трудно представить его размеры. Это - самое впечатляющее здание усадьбы. В 1856 году был объявлен конкурс на лучший проект дворца. Первое место занял И. Шарлемань, но строить дворец поручили Г. Боссе. Дворец был поставлен на краю верхней террасы и состоял из большого и малого корпусов. План дворца асимметричен. Зодчий словно нанизывает на диагональную ось множество объемов, максимально раскрывая их в окружающий пейзаж. Разновысокие объемы дворца объединены одноэтажной каменной галереей, что сохраняет функциональную автономность построек и усиливает их композиционную связь с окружением. Здание удачно сочеталось с ландшафтом. Разнообразные эркеры, террасы, чугунные балконы придавали ему живописный вид. Интересно были и решены террасы, лестницы с площадками, связывающие дворец с парком, особенно со стороны моря. В отделке фасадов и интерьеров были применены естественный камень, мрамор, чугунное литье, терракота, искусственный мрамор, лепка, мозаика. Внутри дворца интерес представляло "Бальное зало" с большими зеркалами на стенах, что давало бесконечные изображения присутствующих в этом помещении. Когда комиссия обсуждала проект Михайловского дворца, то было отмечено, что "фасады всех зданий представляют смешение стилей древнегреческого, италианского и новейшего английского". Малоэтажная ступенчатая постройка сомасштабна человеку, соразмерна объемным формам ландшафта. Композиция дворцового комплекса, хорошо увязанная с окружающим рельефом за счет сложной системы декоративных сооружений - террас, трельяжей и пергол, буквально растворяется в окружающих рощах. Три прямоугольных внутренних двора с фонтанными бассейнами, гротами образуют с юга открытый, "воздушный театр" с примыкающей к нему цепью прудов. Сооружение в сочетании с водным, воздушным и растительными компонентами не имеет ничего общего ни с эстетикой позднего барокко, ни с триумфальной темой классицизма. 

В это же время создавался и Михайловский парк, задуманный в пейзажном, английском, стиле. Рыли пруды, насыпали земляные горки, строили беседки, сажали деревья и кустарники. Все работы были закончены весной 1862 года. По проектам архитектора А. И. Резанова в парке сооружаются разнообразные по оформлению каменные мосты и плотина у озера. Парк в "Михайловке" - ценнейший памятник ландшафтной архитектуры. Он состоит из Нижнего парка, расположенного на прибрежной полосе, и Верхнего - на естественной возвышенности террасы. Объемно-пространственная композиция Верхнего парка оживлена цепью прудов, сообщающихся узкими каналами. Эти пруды, вырытые в форме "изогнутого канала", придавали парку особую живописность. С одного из искусственных возвышений, находящихся вблизи дворца, открывается панорама парка и моря.

 Позднее, в 1861 - 1864 годах, В Михайловке по проекту Давида Гримма была построена церковь во имя Святой Ольги.

 

Автор одним из первых обратился здесь к наследию русской архитектуры XVI - XVII веков. Церковь представляет собой квадратную в плане постройку, основной четырехгранный объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которую снаружи поддерживали 18 колонн из серого песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с восточной стороны маленькими приделами по сторонам алтаря. Килевидные наличники и двойные каменные колонки, обрамляющие окна, рельефные орнаменты из кирпича, украшающие арки галереи, кувшинообразные колонны оживляют и разнообразят классическую симметрию композиции. На капителях шести колонн славянской вязью - церковные изречения, на остальных, геометрические орнаменты. С большим мастерством исполнены каменные колонки, испещрённые затейливой узорной резьбой. Стены были прорезаны полукруглыми оконными проёмами, обрамлёнными колоннами. Всё сооружение завершал круглый барабан, увенчанный шлемовидным куполом из меди диаметром в два метра. Купол и бордюр были вызолочены. Главным украшением церкви стала роспись стен, выполненная известным художником того времени академиком А. Бейдеманом. Им же были выполнены и иконы для церковного иконостаса. Весной 1865 года садовый мастер Н. Фрост проложил к церкви дороги и благоустроил прилегающую местность. Храм был закрыт в годы Советской власти и в настоящее время внутренняя отделка церкви утрачена. Здание в 1968 году очень пострадало от пожара. Храм вновь передан церкви в полуразрушенном состоянии в марте 1993 года. В 2001 году началось его восстановление. Удачно поставленная компактная по объему церковь в "Михайловке" - одно из сооружений в стиле русского романтизма, где творчески переосмыслялись художественные приемы древнерусского зодчества.

 До 1917 года дача предназначалась исключительно для небольшой группы лиц царской семьи. После 1919 года здесь находилась детская трудовая колония "Красные зори".

Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли дворец и разрушили многие здания. В 1968 году началось восстановление "Михайловки" как базы отдыха Кировского завода по проекту М. И. Толстова и В. А. Постоенко. Восстановление столь сильно разрушенного и простоявшего в руинах более 20 лет ансамбля отличается большой сложностью, но уже восстановлены основные архитектурные сооружения, и парк "Михайловки" вновь обрёл черты произведения садово-паркового искусства.