Знаменка

06

Из Михайловки по верхнему или нижнему пути можно дойти до Знаменки - дворцового ансамбля, созданного архитекторами Боссе, Штакеншнейдером, Эрлером для императорской фамилии, расположенного между заливом и Петергофской дорогой. До настоящего времени сохранились дворец, выполненный в стиле барокко, Петропавловская церковь, Конюшенный двор, кухонный корпус, оранжереи. Особенно эффектен дворец, с террасы которого открывается вид на залив.

    В истории усадьбы до сих пор остается много неясного. Из целого ряда исследований вытекает, что не Миних был первым владельцем Знаменки. Там были дачи И. Р. Стрешнева и братьев В. И. и М. И. Ржевских, а также князя Г. Волконского. В дальнейшем имение и дачи переходили к другим владельцам, которые часто их меняли. Дворец, предположительно построенный Ф.-Б. Растрелли для Шувалова, перестраивался, менялась планировка парка. В 1755 году мызу, которая уже называлась "Знаменкой", купил генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский. При нем "Знаменка" начала приобретать черты богатой летней резиденции. С первой половины 1790-х годов и до 1835 года "Знаменка" принадлежала сенатору П. В. Мятлеву.

В эти годы продолжалось благоустройство усадьбы и появились новые элементы в ее композиции. Дворец был надстроен третьим этажом; перед его южным фасадом распланировали Верхний сад, а перед северным - обширный приморский Нижний сад. У последних владельцев - Мятлевых Николай I покупает "Знаменку" вместе с соседней деревней Поэзи в 1835 году за миллион рублей и, как раньше Александрию, дарит жене. В течение ряда лет архитектор А. Штакеншнейдер вел работы по изменению интерьеров дворца. Архитектор заменил деревянные флигели дворца каменными, отделал фасад в стиле барокко, придав ему более пышный вид. Обширными работами по обогащению зеленого массива парка, его благоустройству и планировке руководили мастера П. И. Эрлер и Г. Бетцих.

    В 1856 году Знаменка переходит сыну Николая I - великому князю Николаю Николаевичу.

В 1856 - 1860 годах архитектор Г. Боссе перестраивает усадьбу, придает дворцово-парковому ансамблю новые художественные черты, используя стилистические принципы барокко. Фасады и интерьеры получили новое решение, в котором использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: сближенные колонны, пилястры, раскрепованный антаблемент, изгибающиеся валютообразные наличники и сандрики, разнообразные лепные детали. Эффектное по соотношению объемов центральной и боковых частей, изысканное по декору, привлекающее внимание разнообразием деталей, здание Знаменского дворца всем своим обликом отвечает назначению парадной загородной резиденции.

  По проекту Геральда Боссе были построены принадлежащие ко дворцу службы для кухни и должностей, конюшенный двор, оранжереи, дом для садовника и смотрителя со службами, дом для охотников с псарнею.

    К 1859 году была закончена отделка эффектного, изысканного по декору барочного фасада дворца. В 1852 - 1859 годах по проектам Г. А. Боссе в "Знаменке" построены обширный Конюшенный двор и двухэтажный Кухонный корпус, связанный оградами с одноэтажным домом смотрителя. В декоре фасадов Кухонного корпуса, Оранжерей и Конюшенного корпуса Г. А. Боссе также использовал детали, присущие архитектуре барокко, что связало облик служебных зданий с дворцом и придало ансамблю стилистическое единство.

 

    Особенно эффектен Конюшенный корпус, каре которого было подчеркнуто башенками, а арки ворот создавали впечатляющую перспективу, оттененную декором ажурных кованых створ. Конюшенное каре, построенное в 1860 году, по своей наружной отделке мало чем отличалось от дворцов. Великий князь Николай, будучи инспектором кавалерии, питал пристрастие к лошадям. В конюшне содержались лошади всех наиболее известных пород в мире. Конюшни включали в себя манеж, кузницы, лазарет, а в угловых башнях - жилые помещения для слуг. В усадьбе устраивались ежегодные выставки чистокровных лошадей, на которые съезжались владельцы конных заводов и любители коневодства.
    В 1919 году во дворце разместилась детская трудовая коммуна, находившаяся в ведении Союза телеграфных служащих Петрограда. Принадлежащие имению 137 десятин земли и хозяйственные здания были переданы совхозу "Знаменка", который представлял собой трудовое хозяйство для инвалидов войны и учебно-показательное - для крестьянства. В 1935 году усадьба поступила в ведение Ленинградского сельскохозяйственного института. Здесь размещались учебные аудитории и общежития для студентов, учебные поля. В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и разрушили Знаменку, оставив одни руины. Через 15 лет после войны в Знаменском дворце был обнаружен замаскированный фашистами склад боеприпасов. В настоящее время в Знаменке располагается оздоровительная база отдыха Глававтотранса. Знаменский дворцово-парковый ансамбль возрождается по проекту архитектора М. М. Плотникова. Реконструкция еще не завершена, более того на его территории возникают современные постройки, нарушающие стиль ансамбля. Печальное зрелище представляют руины каре конюшенного корпуса с угловыми башенками.

Каменный храм Святых Апостолов Петра и Павла слева от дворца построен в 1761 году на месте ранее существовавшей с 1722 года деревянной церкви. Сложность плана и пластика объемов при четкости общего решения и лаконичном декоре и два четырехколонных портика коринфского ордера показывают, что церковь в "Знаменке" относится к числу редких памятников, характеризующих переход от барокко к классицизму. Позже, в 1877 году, когда имение Знаменка принадлежало Великому Князю Петру Николаевичу, церковь была частично перестроена. Закрытый в 1930 году, храм был возвращён церкви 29 марта 1993 года и в последнее время в нем стали проводиться богослужения.

 

    На шоссе, у начала дороги, ведущей к усадьбе, расположена небольшая часовня, построенная в 1868 году. Рисунок ее сделал Н.Л. Бенуа. Освящение часовни, после проведения реставрации, состоялось 29 июля 2001 года.

    Постройки Знаменки окружает обширный усадебный парк с живописными прудами и речками. Нижний парк в середине XIX века был украшен мостами, вазами, скульптурой, беседками, перголами. На площадке перед дворцом появились фонтаны. Один из фонтанов был декорирован скульптурой "Лебедь с мальчиком" работы Иенсена.