Ораниенбаум

 

Ораниенбаум возник почти одновременно с Петергофом в начале XVIII столетия. В ходе Северной войны ближайший сподвижник Петра I А. Д. Меншиков был назначен губернатором отвоеванного у шведов Ингерманландского края, и в 1707 году ему были пожалованы земли на берегу Финского залива со старинными городами Ям и Копорье.

К этому времени выход России к морю был закреплен строительством Петербурга и созданием сначала форта Кроншлот, а затем и крепости Кронштадт на острове Котлин. Для своей загородной резиденции Меншиков выбрал прибрежный участок западнее Петергофа, как раз напротив Котлина, и с тех пор Ораниенбаум стал как бы станцией на пути между Петербургом и Кронштадтом. Ораниенбаум в переводе на русский язык означает померанцевое дерево. Когда и почему появилось это название, трудно сказать. Возможно из-за того, что на широких террасах и площадках открытых лестниц меншиковского дворца летом выставляли в кадках выращенные в местных оранжереях южные растения, в том числе значительное количество померанцевых и апельсиновых деревьев. Так или иначе, но на гравюре 1761 года с видом дворца Меншикова, исполненной по рисунку М. И. Махаева, уже помещен герб с изображением плодоносящего апельсинового дерева в кадке.

Несколько позднее Ораниенбаум по административному делению получил права города и ему был присвоен этот же герб. Дворцово-парковый ансамбль складывался на протяжении всего XVIII века. Начало строительства было положено сооружением Нижнего сада и дворца А. Д. Меншикова. На высокой береговой гряде в 1710 - 1727 годах архитекторы Д. М. Фонтана и Г.-И. Шедель возвели двухэтажный дом, получивший позднее название Большого дворца. Эти же зодчие были авторами дворца Меншикова в Петербурге. И как в столице дом Меншикова был больше и наряднее всех других (даже царских палат), так и здесь строившийся неподалеку, в Петергофе, дворец Петра I выглядел значительно скромнее. Большой ораниенбаумский дворец возводили, постепенно увеличивая его размеры. Сначала был задуман и выстроен только главный корпус, потом к нему пристроили галереи и, наконец, увенчанные куполами боковые павильоны (в западном помещалась церковь, в восточном - Японский зал). Их монументальный характер и другие данные заставляют предполагать принадлежность этого проекта Ж.-Б. Леблону, пребывание которого в Ораниенбауме отмечено в документах, или его помощнику Н. Пино.Главный фасад дворца обращен в сторону моря, его центральный корпус увенчан княжеской короной, а восьмигранные павильоны, фланкирующие плавные дуги галерей, завершены высокими куполами с фонариками. Некогда галереи имели плоские огражденные балюстрадами кровли и служили местом прогулок. С них открывался красивый вид на "ковровые" цветочные партеры Нижнего сада, на залив и Кронштадт. Фасады дворца весьма сдержанно оформлены пилястрами и довольно простыми наличниками окон, но сама по себе архитектурная композиция придает зданию парадность и величественность. С южной стороны к дворцу примыкают два вытянутых прямоугольных хозяйственных корпуса, обрамляющих широкий двор. Несмотря на то, что первоначальная внутренняя отделка после многочисленных перестроек почти не сохранилась, в целом Большой дворец является редкостным памятником архитектуры петровского времени.   Внутренняя отделка дворца, так и не законченная при Меншикове, судя по дошедшим до нас сведениям, должна была отличаться большим разнообразием и пышностью. В парадных помещениях стены обтягивали шелками или ткаными шпалерами, а иногда кожаными обоями, расписанными золотом, серебром и "разными красками"; порой для облицовки использовались натуральный мрамор и цветные изразцы. Живописные плафоны и наборные паркеты довершали отделку комнат. После смерти Петра I в январе 1725 года Меншиков стал фактическим правителем России, но в 1727 году представителям старой родовой знати удалось отстранить его от дел и предать суду. Он был сослан в Березов, а все его имения и имущество конфискованы и перешли в государственную казну. Последние дни перед опалой Меншиков провел в хлопотах по подготовке к освящению дворцовой Пантелеймоновской церкви. 3 сентября 1727 г. церковь торжественно освятили, а уже 8 сентября Меншиков был подвергнут домашнему аресту и вскоре отправился в ссылку. После падения Меншикова строительные работы в Ораниенбауме на два десятилетия замирают почти вовсе. Согласно описи 1728 года в составе усадьбы опального князя насчитывалось около пятидесяти построек. С тех пор Большой дворец в Ораниенбауме неоднократно менял владельцев, не раз перестраивались и переделывались интерьеры. До настоящего времени от старой внутренней отделки осталось немного, представление о ней могут дать вестибюль с лестницей, центральный зал с примыкающими к нему комнатами в главном корпусе, Золотой кабинет и интерьер Японского павильона. В 1737 - 1739 гг. архитекторами М. Земцовым, П. Еропкиным и И. Коробовым дворец был реконструирован для размещения морского госпиталя. Но это учреждение пребывало в нем недолго: 17 ноября 1743 года последовал указ императрицы Елизаветы Петровны о передаче Ораниенбаума наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу и архитектор В. Растрелли отделал для него ряд помещений, а также переделал террасы перед дворцом.

Одновременно со строительством Большого дворца перед его главным фасадом был разбит один из первых в России регулярных садов - Нижний. Для него требовалось большое количество кленов, лип, вязов, но главным образом плодовых деревьев и кустарников - яблонь, вишен, смородины, которые везли издалека. Руководил разбивкой сада садовник Вицвол со своим помощником, шведом Христофором Грацем. В центральной части были устроены цветники и три фонтана, боковые заняли боскеты с посаженными внутри плодовыми деревьями. Нижний сад был задуман как единое целое с дворцом. Первоначально размеры сада были гораздо больше, чем теперь, он занимал пространство от дворца до залива: ширина вдоль фасада равнялась 530, а глубина (до берега залива) 1067 метрам. Сад был распланирован симметрично, с пестрыми партерами сложного геометрического узора, со стрижеными боскетами, прямыми дорожками, фонтанами и деревянными резными статуями. Позднее, в 1780-х годах, Нижний сад украсился привезенными из Италии мраморными фигурами; среди них - исполненные в 1757 году в Падуе известным скульптором А. Бонацца изображения Зефира, Флоры, Вертумна и Помоны. В 1935 году скульптуры Нижнего сада переданы в Петергофские парки. Постепенно, с развитием города сад значительно уменьшился, и очертившая с севера его сложный контур ажурная решетка в 1751 г. соединила стоящие на уровне нынешнего Дворцового проспекта бывшую Оранжерею и Картинный дом. Ограда сооружена из каменных столбов, декорированных резными деревянными арматурами и бюстами, чередующихся со звеньями решетки (первоначально деревянной, а впоследствии металлической). В настоящее время площадь партера составляет 4,8 гектара.

От центрального входа в Нижний сад по топкому берегу в сторону залива в 1712 - 1713 годах прорыт канал длиной более километра. Предание гласит, что он был выкопан по приказу Меншикова за три дня его крепостными. Канал, соединяющий дворец с морем,- специфическая деталь прибрежных усадеб петровского времени, подобных Петергофской и Стрельнинской. Берега канала в Ораниенбауме были обсажены двойным рядом деревьев. Напротив главных ворот, у пристани ковша, которым начинался канал, в 1720-х годах соорудили каменный павильон-беседку. Идущий от Меншиковского дворца канал имел важное значение для сообщения с Кронштадтом, так как, по свидетельству современника, между материком и островом Котлии "в ненастную погоду суда ни на парусах, ни на веслах не могут ходить... особенно же во время льдов. По каналу же и его продолжению, идущему далеко в море, суда могут проходить беспрепятственно". В конце XIX века у ковша сооружена новая пристань с деревянной лестницей, а деревья, некогда посаженные вдоль канала, постепенно исчезли. В XX веке вовсе утратилась связь Нижнего сада с Финским заливом - их разделили шоссе и линия железной дороги. Однако в композиции Большого дворца роль Морского канала, расположенного по центральной оси ансамбля, остается весьма значительной. По линии шоссе, идущего вдоль северной части ограды, в середине XVIII века были выстроены здания, дополнившие ансамбль Большого дворца, частично сохранившиеся до нашего времени.

 Ансамбль продолжал совершенствоваться и в царствование Екатерины II. В период 1762 - 1780 гг. работы во дворце велись под руководством А. Ринальди. Так в 1766 - 1767 гг. перед воротами восточного флигеля со стороны Нижнего пруда построили каменную "галерею" - площадку, обнесенную балюстрадой, с высокой подпорной стеной и гротом. В 1792 г. во дворце вновь было решено разместить госпиталь, и из него была вывезена значительная часть его ценного внутреннего убранства. Перемены в архитектуре Большого дворца и Нижнего сада произошли в середине XIX века, когда основное внимание владельцев было направлено на создание Верхнего парка. На крыльях Большого дворца были сделаны асимметричные надстройки, которые нанесли несомненный ущерб композиции здания, равно как и устройство застекленной веранды над балконом главного корпуса со стороны двора. Была разобрана Оранжерея, надстроили второй этаж над западным Нижним домом, занятым квартирой управляющего дворцами. Всё это свидетельствовало о том, что главный, морской фасад ансамбля стал рассматриваться как второстепенный. Даже главный вход в парки был отнесен ближе к городу.

    С началом Первой мировой войны в Большом дворце разместился военный госпиталь. В 1917 г. дворец был национализирован. Нижний сад в 1920-х гг. превратили в "летний", с театром, эстрадой, ларьками. На месте центральной эспланады устроили спортплощадку. В середине 1930-х гг. в Нижнем парке построили деревянный кинотеатр, в 1937 г. были уничтожены пилоны ворот середины XVIII века на шоссе у Нижних домов. Вскоре после завершения Великой Отечественной войны начались большие работы по реставрации дворца с приспособлением его под военный институт. Автором проекта реставрации был К. Д. Халтурин, ему помогали Е. В. Казанская и А. Э. Гессен. Работы проводились под контролем Научно-экспертного совета и ГИОП в 1946 - 1956 гг. Наиболее важными изменениями в объемно-пространственной композиции дворца стала ликвидация надстроек на западном крыле и веранды на южном фасаде главного корпуса. Была произведена реставрация каменной кладки террас. Помещения Большого дворца длительное время были заняты различными организациями. Но, наконец, они были освобождены, начались реставрационные работы и в 2000 г. первые отреставрированные помещения Большого дворца приняли первых посетителей. В 1976 г.приступили к воссозданию старой планировки и облика Нижнего сада - такого, каким его можно увидеть на аксонометрическом плане А. Сент-Илера середины 1770-х годов. Проект реставрации сада выполнен П. П. Ковалевским и К. Д. Агаповой. Создатели концепции несколько упростили при этом рисунок партеров и выполнили их в другом материале. Недостает только скульптуры, которая осталась в Петергофе. Работы продолжаются по сей день. Недавно была завершена реставрация Японского павильона. В связи с тем, что предполагается также реконструкция Картинного дома, закономерно встал вопрос и о воссоздании несохранившейся симметрично расположенной Померанцевой Оранжереи, о которой известно, что она была "такой же фасады".

На верхней террасе за южным фасадом Большого дворца расположен обширный Верхний парк, общей площадью около 162 гектаров, с многочисленными прудами и павильонами, создание которого по проекту Антонио Ринальди началось в 50 - 70 годы XVIII века. В его планировке принимали непосредственное участие известные садоводы Д. Буш, И. Зейфертиц и их многочисленные ученики.  Парк состоит из нескольких довольно обособленных, хотя и никак не разграниченных, районов. В различных его частях нашли отражение три основных стиля паркостроения: регулярного французского, пейзажного английского и итальянского - с каскадами, террасами и лестницами. К юго-востоку от Большого дворца находится Нижний пруд, который в XVIII веке называли "малым увеселительным морем". Этот водоем соорудили при Меншикове, в начале XVIII века, запрудив мелководную речку Карасту плотиной с каскадом и Руинным мостом. Во времена Петра III на пруду содержался потешный флот из 2 фрегатов и 2 галер, вооруженных бронзовыми пушками. Аналогичным образом в середине XVIII века выше по течению этой же речки был создан другой, еще больший, Верхний, или Красный, пруд, затопивший широкую низину. Протекая с юга на север к Финскому заливу, Караста то тихо журчит среди камней, то бурлит гремящими каскадами, устроенными сложной системой деревянных шлюзов. Большие пруды и речка определяют бывшую восточную границу дворцово-паркового ансамбля князя Меншикова. В середине 1750-х гг. начали формироваться два важнейших узла ландшафтной структуры Ораниенбаума - комплекс крепости Петерштадти ансамбль Собственной дачи.

 

Расположенные по сторонам Большого дворца, вместе с ним они впоследствии вошли в состав Верхнего парка. Решение о строительстве Петерштадта было принято в 1754 г., когда великий князь Петр Федорович велел известному инженеру фортификатору М. А. Деденёву построить в Ораниенбауме крепость. Граф П. И. Шувалов исходотайствовал на это у императрицы позволение, как "на невинное препровождение времени", и доставил ему пушки и порох. Постройки в крепости были возведены в 1756 - 1757 годах.  В их числе были доныне сохранившиеся ворота (на их шпиле флюгер с датой "1757"), комендантский дом, дом камергера Л. А. Нарышкина, арсенал, кофишенская, трактир и другие постройки. Крепость представляла собой многоконечную звезду, образованную валами. Её окружал глубокий ров с подъёмными мостами. Дорога через каменные въездные ворота вела к арсеналу. Строительство "потешной" крепости велось "архитекторским учеником" Савелием Соколовым и инженер-поручиком Романом Качаловым с 1756 по 1762 год под руководством А. Ринальди. Мастеровых людей разных специальностей посылала Канцелярия от строений. В 1759 - 1762 гг. Петерштадт был реконструирован. Возвели новые каменные и земляные укрепления, гораздо более сложные, чем первоначальные, большинство прежних строений заменили другими. По проекту А. Ринальди построили каменный домик - дворец Петра III. Одновременно с созданием Петерштадта, рядом с крепостью, в долине Карасты, разбили миниатюрный увеселительный Петровский парк с планировкой, характерной для итальянских террасированных садов, с садовыми павильонами: Эрмитажем, "соловьиной беседкой" и Менажерией - вольерами для птиц и животных, окружавшими фонтан. В устройстве сада тоже принимал участие Ринальди. На берегу Карасты соорудили миниатюрный Китайский домик, внутри которого находился бассейн с фонтаном. С возвышенности, где возводилась крепость, по склону спускалась деревянная лестница с тремя площадками и балюстрадой. На противоположном берегу реки устроили каскад, украшенный скульптурой в виде дельфинов и раковин. Несмотря на пересеченную местность, не позволявшую распланировать симметричный парк с открытыми перспективами, все же элементы регулярного сада проявились в правильной геометрической форме площадок, в прямых аллеях, обрамленных ровно подстриженным кустарником. Живописность этого района определил естественный ландшафт: берега речки Каросты и Нижнего пруда холмисты, сама речка вьется в ложбине. Эти места часто называют "русской Швейцарией".

 23 июня 1762 года Петр III присутствовал на торжественном освящении крепостной лютеранской церкви. На следующий день в крепости состоялся обед, в котором участвовало 15 приближенных императора, а четыре дня спустя произошел переворот, положивший конец его царствованию. Узнав о произошедшем в столице, голштинский гарнизон крепости приготовился защищаться. Петр III после неудачной попытки высадиться в Кронштадте в 3 часа ночи вернулся в Ораниенбаум и, осознав бесполезность сопротивления, распустил гарнизон по квартирам. Утром 29 июня он был увезен в Петергоф, где и подписал отречение от престола, а его войска в тот же день были разоружены и на ночь заперты в крепости. Так закончился единственный "военный" день в её истории. Все павильоны Петровского парка были деревянные и потому недолговечные. В 1798 году эти павильоны, а с ними и деревянные постройки Петерштадта разобрали, так как они пришли в ветхость. С тех пор заросший высокими деревьями Петровский парк стал частью Верхнего парка, который с севера граничит с территорией города Ломоносова. Земляные укрепления крепости были реставрированы в 1854 году и почти полностью уничтожены в 1950-х гг. До наших дней сохранился дворец Петра III, въездные ворота крепости, остатки валов и рвов.

 

 К числу первых построек А. Ринальди в Ораниенбауме относится дворец Петра III. Двухэтажный дворец, или, как его изначально называли, "дом коменданта", построенный в 1756 - 1762 годах, невелик и компактен по объему. Его конфигурация приближается к кубу, у которого как бы вырезан один из углов. Именно эту часть архитектор трактует как главный фасад: здесь находится входная дверь, а над ней во втором этаже - балкончик с ажурной решеткой, по сторонам - две полуциркульные ниши со скульптурами. Остальные фасады гораздо проще и все решены одинаково. Первый этаж, стоящий на низком гранитном цоколе, оформлен горизонтальным рустом, стены верхнего этажа расчленены на филенки гладкими, слегка выступающими лопатками. Высокие окна-двери обрамлены наличниками с лучковыми завершениями, а нижняя часть окон защищена решетками сложного барочного узора. 

В 1950 - 1953 годах происходила капитальная реставрация дворца. Восстановительные работы коснулись как его внешнего вида, так и интерьеров. Полностью реставрация закончена в 1962 году под руководством М. М. Плотникова. В наши дни в ряде интерьеров дворца экспонированы хорошо согласующиеся с декором предметы прикладного искусства стран Дальнего Востока.

В 1755 г. у великой княгини Екатерины Алексеевны появилась идея разбить сад, известный впоследствии под именем Собственной дачи.

Наиболее старый участок дачи расположен юго-западнее Большого дворца, он был распланирован вскоре после передачи Ораниенбаума Петру Федоровичу. Архитектурным центром этой части парка является построенный незадолго до того, в 1751 - 1752 годах, предположительно по проектам М. Г. Земцова и Б.- Ф. Растрелли Новый дворец (Каменное зало). 

 

Дворцом в узком смысле этого слова здание никогда не было. Прямоугольный в плане павильон имел сравнительно большой зал со сценой, где устраивали не только концерты, но и маскарады, и танцевальные вечера. Одноэтажное с антресолью здание на семь осей по длинному фасаду венчала балюстрада с вазами; стены снаружи расчленены пилястрами, а оконные проемы оформлены фигурными сандриками. От ныне существующего здание отличалось тем, что с запада и востока к нему примыкали одноэтажные Г-образные деревянные флигели. В конце XVIII века Концертный зал, вероятно, никак не использовался, так как, судя по документам, в нем "внутреннего украшения и прибора" не было. В 1843 году здание было приспособлено под лютеранскую кирку, причем фасады подверглись переделке; в начале XX века архитектор О. Паульсон над западной частью возвел каменную колокольню. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но в 1962 - 1967 годах его облик воссоздан в первоначальном виде архитектором М. М. Плотниковым. После тщательных архивных и натурных исследований восстановлено архитектурное оформление северного и южного фасадов. Портал и апсида начала ХХ века были сохранены - теперь они напоминают о периоде жизни здания в качестве лютеранской церкви. Одновременно с постройкой Концертного зала перед ним был разбит регулярный партерный сад, который впоследствии А. Ринальди включил в композицию Собственной дачи - участка парка, принадлежащего Екатерине II, спланированного по принципу регулярного сада. По оси павильона была проложена Тройная липовая аллея, восточная композиционная ось будущего сада. Этот район - один из интереснейших ансамблей второй половины XVIII века. Здесь находились основные архитектурные сооружения: Китайский дворец, Катальная горка и Фрейлинский домик.

 По Тройной липовой аллее можно выйти в центральный район Собственной дачи и подойти к главному и наиболее репрезентативному сооружению Bерхнего парка - Китайскому дворцу.

Парк распланирован таким образом, что далеких перспектив на дворец нет. Он возникает почти неожиданно и хорошо обозревается с северной стороны. Перед ним расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном являются вековые дубы, с трех сторон окружающие здание.   Темпы строительства Собственной дачи естественным образом ускорились после того, как Екатерина стала императрицей. Это событие отражено в надписи на стенке скамьи, вырубленной в огромном валуне близ Китайского дворца: "Великой гдрни iмператрицы Екатерины Алехеевна собственнаго саду построена 1762 году". В 1768 г. Екатерина II отпразновала новоселье в Китайском дворце. Все виды изобразительных и прикладных искусств слились в Китайском дворце воедино. Здесь все, вплоть до мелочей обстановки, исполнено по замыслу одного автора, даже наборные паркеты, общая площадь которых во дворце составляет 722 кв. метра, сделаны по рисункам Ринальди. Последний раз рестврация дворца проводилась в послевоенное время, когда потребовалось залечить раны, нанесенные во время ариллерийских обстрелов и бомбардировок Ораниенбаумских парков. В 1961 г. великолепные интерьеры дворца вновь были открыты для посетителей. Перед южным фасадом дворца блестит ровная гладь небольшого пруда. В XVIII веке линии его берегов имели строго геометрические очертания и были облицованы камнем. В первой половине 1850-х гг. развернулись работы по реконструкции прилегающей к Китайскому дворцу части парка бывшей Собственной дачи. Они проводились по проекту, разработанному вюртембергским садовым мастером Телеманом и дворцовым ораниенбаумским - Экманом. Прежняя геометрическая ландшафтная концепция парка рококо уступила здесь место пейзажной, романтической. Пруду у Китайского дворца были прданы новые, живописные очертания. Проложили новые дорожки, произвели посадки деревьев и кустарников, перед северным фасадом дворца разбили фигурный цветник. На островках пруда и по его берегам белеют мраморные статуи Тритона, Нарцисса, Ионы и Наяды работы неизвестных скульпторов XIX века. На восточном и западном берегах пруда Ринальди проектировал симметричные Фрейлинский и Кофейный домики. Но последний не был возведен. На том месте, где он должен был стоять, сохранился большой валун с надписью, что застройка этого участка парка началась в 1762 году. Почти рядом с этим мемориальным камнем в 1870-х годах на западном берегу по типу итальянских беседок построена Пергола. Ее составляют пятьдесят четыре пилона из пудостского камня, перекрытых деревянной брусчатой решеткой и увитых зеленью. От беседки к пруду, где соорудили мраморную пристань, ведет каменная лестница, а в центральной ее части разбит небольшой цветник, посреди которого находится скульптура "Илионей" (копия XIX века с античного оригинала). В 1949 году полуразрушенная Пергола была отреставрирована.   Небольшие партерные садики и газоны около Китайского дворца и пруда, а также дорожки парка украшены многочисленными скульптурами. У южного фасада дворца установлена скульптура, изображающая персонажи античной мифологии.  Всего в Верхнем парке около тридцати статуй, бюстов и ваз. В большинстве своем это мраморные копии XVIII - XIX веков с античных оригиналов, среди них наиболее старые: Артемида Версальская, Омфала, бюсты Адриана и Антиноя. В связи с обновлением Китайского дворца его бывший кухонный корпус, долгое время использовавшийся как госпиталь, в 1855 г. был превращен в Придворный (затем - Кавалерский). Это двухэтажное здание (арх. А. Ринальди, 1767 г.) относится к хозяйственным постройкам. После недавней реставрации в Кавалерском корпусе размещаются база отдыха и картинная галерея. По сторонам корпуса симметрично были пристроены две деревянные конюшни, восточнее - другие служебные постройки. Очевидно, в середине XIX века был построен и доныне сохранившийся двухэтажный деревянный дом в "русском" стиле - уникальный образец построек, некогда распространенных в имениях императорской фамилии. 

Если от группы Трех граций, стоящей поблизости от западного фасада Китайского дворца, свернуть на прямую аллею и пойти направо, то вскоре откроется огромная вытянутая поляна - просека, в конце которой светлеет трехъярусный павильон Катальной горки. Это важнейший по своей художественной значимости памятник архитектуры Ораниенбаума, построенный также по проекту Ринальди в 1762 - 1774 годах. Катание с гор было излюбленным развлечением не только среди народа, но и в придворных кругах. Известно о существовании большой нарядно украшенной катальной горки в середине XVIII века в Царском Селе (от нее осталась только Рамповая аллея, где она располагалась). Екатерина II пожелала иметь аналогичную на Собственной даче в Ораниенбауме. Это было грандиозное сооружение, построенное с поистине русским размахом и в то же время с присущей Ринальди изысканностью форм и отделки. Сохранившийся до наших дней павильон - лишь часть когда-то сложного и "хитрого" сооружения, славившегося по всей Европе. Сама Катальная гора начиналась от южного фасада павильона, поднималась на высоту 20 метров и затем переходила в плавные горки, расположенные одна за другой, всего длиной 532 метра. Катанье происходило в летнее время. Колясочки с двенадцатью колесиками, украшенные резьбой, позолотой, с сиденьями, обитыми дорогими штофами, имели вид фигурных саней. Они двигались по деревянной трассе с врезными колеями, преодолевая силой инерции подъемы. Конструкция колясочек и способ движения их по трассе были заимствованы у известного к тому времени изобретателя А. К. Нартова. Особенностью ораниенбаумской Катальной горки была красивая каменная колоннада почти из тысячи колонн, поставленных вдоль горки двумя галереями, смыкавшимися в конце поляны в полуовальный портал. Высота ската мало-помалу уменьшалась и на конце была неприметна. Перекрытия галерей, устроенные в виде открытых террас, украшенные декоративными вазами и скульптурой, служили прогулочными площадками, с которых можно было наблюдать за катаньем. Катальная горка была, пожалуй, наиболее оригинальной постройкой Ринальди. И даже этот сравнительно небольшой павильон создает праздничное ощущение. Несомненно, что в этом павильоне сильнее, чем в каком-либо другом создании Ринальди, чувствуются отзвуки искусства середины XVIII века. Сложность плана, причудливая кривизна купола, изгибы лестниц, завитки росписей и лепки - все говорит о связи со стилем рококо. Павильон имеет необычную композицию: в центре расположен основной цилиндрический объем, увенчанный колоколообразным куполом. Высота этой центральной части 33 метра, к ней примыкают три одинаковых прямоугольных выступа с плоской кровлей. Нижний этаж павильона трактован как цоколь; на него опирается колоннада тосканского ордера, образующая открытую галерею, эффектно выделяющуюся на фоне лазурно-голубых стен. Над галереей на уровне верхнего этажа вокруг всего здания идет терраса, с южной стороны которой в XVIII веке начинались скаты. Между выступами с восточной стороны на галерею второго этажа ведет расходящаяся по полукругу наружная лестница. С верхней ее площадки посетители попадают в овальный, декорированный лепкой вестибюль, откуда внутренняя, плавно изгибающаяся лестница приводит в центральный Круглый зал. В соответствии с замыслом Ринальди павильон снаружи украшали не дошедшие до нас многочисленные резные деревянные скульптуры, исполненные мастерами Я. Ланги и К. Эрландом. Как в Китайском дворце, так и в павильоне Катальной горки Ринальди и его помощникам удалось достигнуть подлинного синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. В 1801 году катание из-за ветхости скатов прекратили и больше не возобновляли. В 1813 году рухнула часть каменной колоннады - оказались непрочными фундаменты. В 1825 году архитектор В. П. Стасов предложил проект реконструкции этого уникального сооружения, но ввиду отсутствия средств ничего реально сделано не было. В 1858 - 1861 годах разобрали скаты и колоннады. С тех пор остался только павильон, изящный силуэт которого замыкает перспективу поляны, обрамленной рядами высоких темных пихт. Цельность архитектурного облика и нежно-голубой цвет фасадов придают ему особенно нарядный вид. Он кажется легким, почти воздушным. Остеклённые двери и открытая терраса связывают павильон с парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и Финский залив. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы. Западнее луга сохранились остатки фигурных прудов, вода к которым подведена из запруженной реки Карости. В XVIII веке здесь существовал водный лабиринт с шестнадцатью крошечными островками, соединенными между собой семнадцатью "разноманерными" подъемными мостиками. 11 декабря 1796 г. указом Павла I Ораниенбаум был пожалован его старшему сыну, великому князю Александру Павловичу. Преобразования, произведенные здесь Александром I, были сравнительно немногочисленными, но достаточно важными. В 1805 г. близ павильона Катальной горы по проекту Л. Руска возвели новую большую оранжерею с шестиколонным портиком на северном фасаде и полуротондой на южном. В ее зале состоялась встреча императора с ветеранами войны 1812 - 1814 гг. Впоследствии оранжерея была названа Александровской и стала одним из главных мемориальных памятников имения. Во второй половине своего царствования Александр I все чаще стал приезжать в Ораниенбаум, полный исторических ассоциаций, тихий и уединенный по сравнению с блестящим Царским Селом. В середине 1810-х гг. к западу от павильона Катальной горы, была проложена пейзажная Английская дорога. Обсаженная дубами, плавно изгибающаяся, она представляла идеальный маршрут для уединенных прогулок. С прокладкой этой дороги был сделан первый шаг к созданию ораниенбаумского Верхнего парка. 

Западная часть парка имеет пейзажную планировку. Извилистые дорожки, группы деревьев, фигурные пруды, живописная Английская дорога придают этим местам неповторимое очарование. Чтобы разнообразить цветовую гамму деревьев, сюда привозили дубы, липы, пихты, кедры, березы. Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов пейзажного парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры. Вскоре после кончины императора ораниенбаумские дворцы перешли в руки великого князя Михаила Павловича. Однако настоящей хозяйкой Ораниенбаума стала его супруга, великая княгиня Елена Павловна. Одаренная живым умом, приветливая и прекрасно образованная, она в 1830 - 1850-х гг. преобразовала ландшафт своего имения. В это время и был создан ораниенбаумский Верхний парк, включивший в себя ансамбли Собственной дачи и Петерштадта, связавший с ними ансамбли Большого дворца и Нижнего сада. 

У истоков создания Верхнего парка стоял знаменитый садовник Джозеф Буш, создатель парка на Елагином острове. Им в 1833 - 1834 гг. была устроена пейзажная "связка" на склоне террасы, между Нижним садом и районом Катальной горы. Здесь была проложена пейзажная дорога, обсаженная деревьями и кустарниками. В 1833 - 1834 годах разобрали каменные ограды Собственной дачи и южную - Большого дворца. Между его флигелями устроили "парадное место", трактованное как зеленый луг, окруженный по периметру деревьями и овальной дорожкой.  Была "исправлена" дорога вокруг Красного пруда, ведущая к расположенным далеко в лесу Чертову мосту и колодцу, впоследствии получившему название "Еленинский студенец". Эта дорога стала излюбленным маршрутом великой княгини для прогулок в экипаже. В 1873 г. великая княгиня Елена Павловна скончалась, и владелицей ораниенбаумского имения стала ее дочь Екатерина Михайловна. Никаких значительных преобразований ею не производилось. Последними владельцами имения после ее смерти в 1894 г. стали ее дети - Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская, которой принадлежал Китайский дворец, и ее братья - Георгий Георгиевич и Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкие, разделившие между собой Большой дворец. В конце 1900-х годов близ вновь возведенного каменного Петровского моста в самом начале Иликовской перспективы построили дворцовую электростанцию. Комплекс из машинного зала в стиле модерн и двух жилых флигелей был небольшим и хорошо вписался в парковый пейзаж. Жилой дом, в котором использованы мотивы немецкой народной архитектуры, до сих пор является одним из наиболее интересных парковых строений. Этот же стиль был применен при строительстве новой Фермы у Чертова моста. В 1909 г. скончался герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий. Его похоронили в парке, на краю террасы между дворцовой Пантелеймоновской церковью и лютеранской кирхой. Памятник на могиле представлял собой каменный латинский крест на невысоком постаменте с надписью. Большая площадка была обнесена кованой фигурной решеткой. В настоящее время на месте утраченного надгробия дирекцией музея-заповедника водружен большой валун.

 С началом Первой мировой войны, а затем - свержением самодержавия начался период упадка дворцов и парков Ораниенбаума. В 1918 г. в Ораниенбауме был основан Лесной техникум. Дворцовые сады и лесопарк стали огромным "учебным полигоном" для студентов. В 1925 г. дворцы и парки были переданы Управлению Петергофскими дворцами-музеями и парками. В 1925 - 1926 гг. произвели некоторые работы по уходу за парком. 20 марта 1935 г. дворцы и парки Ораниенбаума были взяты под государственную охрану как уникальный историко культурный комплекс. Но в том же году Большой дворец, освобожденный техникумом, был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, а на Ораниенбаум был распространен режим запретной зоны - он стал практически недоступным для посещения. Такое положение сохранялось до 1939 г. В 1940 - 1941 гг. начали проводиться работы по уходу за парком. Сюда стало приезжать все больше ленинградцев, привлекаемых замечательными памятниками и парковыми пейзажами. Но возрождению Ораниенбаума помешала война. В сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли западнее и восточнее Ораниенбаума к берегу Финского залива и были остановлены Красной армией при поддержке фортов Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Город, единственный из ленинградских пригородов, не был оккупирован, но подвергался бомбардировкам и обстрелам. В парках погибло много деревьев. В течение всей войны Ораниенбаумский "пятачок" оказывал ожесточенное сопротивление врагу и сыграл большую роль в обороне Ленинграда. В январе 1944 г. Ораниенбаумский плацдарм стал важным исходным рубежом для начала наступления Красной Армии. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. развернулись работы по реставрации дворцов и восстановлению прилегающих к ним участков парков. Несмотря на нанесенный ущерб, бывшее дворцовое имение в значительной степени сохраняет свои исторические и природные характеристики.